“Один человек не может научить другого чему-либо. Однако направить мысль в том или ином направлении может быть величайшей заслугой учителя”. (Dressler O., 1959).
В память об этой поистине великой женщине приводим несколько цитат из ее статей.
“Еще раз хочу отметить, что строительными лесами, на которых возводилась концепция остеопатии, явились: взаимосвязь структуры и функции; динамическое единство организма человека; производство всех необходимых для здорового существования веществ самим организмом; лечебные силы, присущие каждому здоровому и больному живому существу; верховенство кровообращения; могущество ликвора и закон причинно-следственных связей” (Frymann V.M., статья “Философия в действии”).
“Одновременно с изучением структуры и функций этого деликатного, божественного в своем совершенстве механизма человеческого существа, необходимо развивать пальпаторные навыки по распознаванию здоровья и патологии. Необходимо научиться пальпаторно различать строение и функции; самим ощутить пальпаторно функциональное единство тела – от головы до пят. Когда студент начинает распознавать изменения с помощью пальпации, он открывает для себя силы организма, направленные на его нормализацию. Т.о., на основании приобретаемого личного опыта студент начинает понимать что такое остеопатия”. (Frymann V.M., 1964).
“Успешное воспитание врача-остеопата требует, прежде всего, хорошо подготовленного студента. Требования, предъявляемые к кандидату жесткие: от него требуются хорошие знания и определенные личностные качества. Конечно, успехи в учебе не сравнимы с сочувствием или участием в судьбе другого человека, а степень бакалавра или доктора еще ничего не говорит о чувствительности рук и знании психики, что необходимо для постановки диагноза и проникновения в физические и духовные проблемы человека… Чтение литературы по предмету и усвоение основных элементов теории остеопатии могут быть недостаточны для развития приверженности к этой малой области медицины. Так каков же необходимый критерий? Способность к усвоению знаний важна, некоторый опыт лечебной деятельности желателен, естественно, ожидается знание понятия остеопатии, но только опыт лечения самим студентом или кем-то из его знакомых с помощью методов остеопатии может убедить студента, что это единственное поприще, которое его удовлетворит. Если этого не произошло до первого курса, вряд ли стоит показывать остеопатию в действии.” (Frymann V.M., 1964).
Помним, любим, скорбим.
Память о Виоле Фрайман навеки сохранится в наших сердцах и в наших руках. А традиции остеопатии без искажений будут передаваться нашим ученикам и пациентам.